Служение причта в Нижнетуринской Трехсвятительской церкви

До 1830 года причт Нижне-Туринской церкви состоял из одного священника-настоятеля, диакона, двух пономарей — псаломщиков. После 1830 года по штатам горных заводов, высочайше утвержденным, в Трех-Святительской церкви состояло два священника — настоятель и помощник настоятеля, диакон, четыре псаломщика. Такой состав причта сохранялся до 1877 года, а затем, в связи с сокращением штатов, в церкви остается два священника и два псаломщика. Но с 1885 года в штате разрешено иметь и диакона.

 

В период с 1877г. по 1885г. служившие в Трех-Святительской церкви диаконы состояли на местах псаломщиков или числились сверхштатными. Высшее церковное начальство, вероятно, относилось с пониманием проблем в нижнетуринском приходе (большое количество прихожан, частая вакансия на месте второго священника) и разрешало служение сверхштатных диаконов и псаломщиков в этот период.

С 19 января 1900 года при церкви открыто третье священническое место и место третьего псаломщика. С освящением приисковой церкви св.Савватия и Зосимы, священник и псаломщик служили там, оставаясь в штате Трех-Святительской церкви.

Во всех остальных церквях округи сохранялись одно место священника и одно место псаломщика.

По части первого священника Нижне-Туринского завода относились половина прихожан завода, приходы двух деревень Именных и Железянки. Кроме этого за настоятелем оставалась должность заведующего церковно-приходской школы.

По части второго священника относилась также половина прихожан завода, Новый Завод, Осиновка, Ёлкина, Косая. Кроме этого за ним было место преподавателя и законоучителя в земском или министерском училище.

Диакон, кроме исполнения своих обязанностей, являлся учителем церковно-приходской школы и министерского училища, земских школ в деревнях.

Представители священства и причтов церквей нижнетуринской волости принадлежали, преимущественно, к старинным священническим родам Пермской губернии. Это Пономаревы, Ганимедовы, Будрины, Тетюевы, Бирюковы, Хлыновы, Поповы, Словцовы, Ашихмины, Славнины, Старцевы, Левицкие, Боголеповы, Колокольниковы.

Исключение составляют лишь семейство тобольских священников Замахаевых, а также священников Воецких, известных в Казанской и Вятской губерниях еще с 17 века.

Семейства священников имеют многочисленные родственные связи, зачастую через несколько поколений: Будрины – Любомудровы — Левицкие – Поповы – Андриановы, Старцевы – Карпинские, Топорковы – Боголеповы — Пономаревы, Ашихмины – Шамонины.

Священство, безусловно, являлось самой культурной и образованной частью заводского населения, главным источником и проводником духовно-нравственного и культурного воспитания. Именно в этой социальной группе, в большинстве своем, была рождена и воспитана уральская горнозаводская интеллигенция. Неслучайно, из среды священников, в массе своей, вышли учителя гимназий и народных школ, врачи, многие горные технические специалисты, ученые.

 

(220 просмотров)

Комментирование запрещено

  • Заметили опечатку?

    Выделите текст с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter или ссылку ниже

    Спасибо за содействие!