Священномученик Александр Нижнетуринский

Дни памяти:

  • Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Церк­ви Рус­ской празд­ну­ет­ся 7 фев­ра­ля (25 ян­ва­ря), в слу­чае сов­па­де­ния это­го чис­ла с вос­крес­ным днем; в пред­ше­ству­ю­щий этой да­те вос­крес­ный день, ес­ли 7 фев­ра­ля при­хо­дит­ся на дни от по­не­дель­ни­ка до сре­ды; в по­сле­ду­ю­щий этой да­те вос­крес­ный день, ес­ли 7 фев­ра­ля при­хо­дит­ся на дни от чет­вер­га до суб­бо­ты.
  • 25 ноября (12 ноября)

Житие

Отец Александр Адрианов родился 11 октября 1858 года в Нижней Туре в семье священника храма Трех Святителей. В 1862 году умирает от чахотки его 30-летний отец, и мальчик воспитывается в семье священника-деда по матери – Федора Горяева.

По традиции того времени духовенство, давая детям первоначальное образование дома, впоследствии отсылало их в духовные училища, не исключением был и Александр Адрианов. В 1870 году он был принят в Екатеринбургское Духовное училище, по окончании которого Александр в 1875 году поступает в Пермскую духовную семинарию (сохранив о годах учебы самые добрые воспоминания). Закончив ее в 1881 году «по второму разряду», Александр Иванович в декабре того же года направлен в с.Гаревско-Васильевского Пермского уезда преподавателем Закона Божия в народном училище.

В 1886 году Александр Иванович Адрианов вернулся в родной Нижнетуринский завод, где учительствовал, был первым заведующим 2-х классного училища, открытого при заводе в 1892 году. Вскоре при Нижнетуринском храме в честь Трех Святителей открылась священническая вакансия. В марте 1893 года скончался священник Павел Михайлович Будрин. После смерти о. Павла в сентябре 1896 года о. Александр становится настоятелем храма.

В своем служении отец Александр отличался участливым отношением к бедам и проблемам прихожан, был грамотным, уважаемым священником, его любили. Именно он становится инициатором реконструкции храма, организует работы по расширению церкви в 1889 году, так как количество прихожан значительно увеличилось. Поэтому в течение двух лет колокольня была разобрана и перенесена в другое место. На церковные средства и частные пожертвования был сооружен пристрой с западной стороны, благодаря которому помещение храма увеличилось почти вдвое. Будучи членом Палестинского царского общества, вел лекторий, организуя чтения о Святой Земле, эти занятия посещали от 100 до 250 человек. Предметом этих чтений было описание Иерусалима и его ближайших окрестностей. Чтения производили на слушателей желательное впечатление: с полным вниманием, при соблюдении совершенной тишины выслушивали чтения до конца. По окончании чтений слушатели с охотой и видимым удовольствием подходили получать раздаваемые листки и виды Святой Земли.

Отец Александр состоял в Братстве Симеона Верхотурского, на пожертвования священнослужителей этого союза закупали и распространяли информационные листки, брошюры о Святой Земле. Также в 1900 г. Батюшка был назначен духовным следователем, ведя ответственную работу по выявлению нарушений со стороны священства.

В 1912 году о.Александр состоял в «Обществе милосердия», силами учеников церковно-приходской школы было собрано 19 рублей на голодающих (от продажи рукоделия). По инициативе прихожан храма собирались средства и отсылались пожертвования на Святую гору Афон. Как отмечалось в Екатеринбургской прессе, Нижнетуринский храм был на хорошем счету: «Церковь двухпрестольная, очень благолепная, освещается электричеством, все члены притча трудятся, живут между собой в ладу. Прихожан более семи тысяч человек, хор очень хороший, в библиотеке храма тысяча книг, прихожане ими пользуются».

Священник был в числе инициаторов создания «Общества трезвости» в Нижнетуринском заводе. Духовенство и учителя организовали в 1896 году Чайную-читальню (за 9 месяцев ее посетили почти 3 тысячи человек). Целью было желание: «отвлечь мужика от кабака». Известно, что «Попечительство о народной трезвости» вело свою просветительскую деятельность минимум в течение пяти лет.

К пастырско – миссионерскому служению о.Александра следует отнести его посещение приходов, находящихся на дальних приисках. Сохранились воспоминания, что в честь Святителя Николая Чудотворца 9 мая (22) ежегодно проводился праздник в церкви Николаесвятительского прииска. Проходила церковная служба, выносили иконы и хоругви из часовни, стоящей на берегу реки, при въезде в поселок. Вести эту службу приезжал отец Александр.

Отец Александр заботился и о «голосе» храма – колоколах. «Церковные ведомости» за 1897 год сообщают: «прихожанин Нижнетуринской Трехсвятительской церкви Верхотурского уезда купец Иван Шаравьев пожертвовал для сей церкви благовестный колокол, весом в 246 пудов 13 фунтов, стоимость 4000 рублей, с соответствующей событию надписью (в ознаменование священного коронования их императорских величеств) и изображениями святителя и чудотворца Николая.

Благодаря неутомимой деятельности о.Александра Адрианова при окормлении золотых и платиновых приисков, многие золотопромышленники потрудились на благо строительства и реконструкции земского училища и церковно-приходской школы, где много лет законоучительствовал о.Александр.

Священноначалием были отмечены все труды, положенные о.Александром на благо церкви и общества. Так, в 1910 году отец Александр за заслуги по духовному ведомству, ко дню рождения Императора, был награжден от Святейшего Синода наперсным крестом. Вскоре последовала еще одна награда. 6 (19) мая 1914 года отца Александра наградили орденом Святой Анны III степени.

Хочется рассказать и о семье о.Александра. Он был женат на дочери священника Меркушинского села Василия Стефановича Любомудрова – Александре. У них родилось трое детей. Анна Александровна (1888 г.р.) окончила Епархиальное Екатеринбургское женское училище, была замужем за священником Надеждинского завода Александром Мещеряковым. Сергий Александрович (1890 г.р.) – закончил Пермскую Пастырско-Миссионерскую школу, в 1916 году получил место псаломщика в Пермской епархии. Александр Александрович (1903 г.р.) закончил Екатеринбургское духовное училище. В 1925 году упоминается как лишенный избирательных прав по Нижнетуринскому району.

В феврале 1917 года в России была низложена самодержавная власть. Месяцем позже в Нижнетуринском заводе сформировалась большевистская организация, первым лидером которой стал забойщик Исовских золотоплатиновых приисков П.И.Шиханов. На железоделательном заводе и Исовских приисках начались многолюдные митинги и демонстрации рабочих в поддержку революции.

Несмотря на начавшуюся вскоре Гражданскую войну, отец Александр продолжал свое служение священника и законоучителя. Каждый день приходил он в школу ради общения с детьми. Сохранились воспоминания жителя Нижнетуринского завода В.Чернильцева о том, как отец Александр привел его в школу в страшные годы лихолетья: «В первый класс я пришел в 1918 году. А привел меня в школу священник – отец Александр. Двухэтажное бревенчатое здание размещалось на улице Вересовке, вблизи нашего дома. Служитель каждое утро ходил на уроки неторопливым шагом. И вдруг однажды фигура батюшки выросла передо мной около снежного сугроба, из которого я старательно выпиливал кирпичи для ледяной горки.

— Пойдем, мальчик, в школу, — приветливо произнес священник. – Хочешь учиться грамоте?
Кто же из мальчиков не мечтает о школе? Я выразил свое согласие одним словом: «Хочу!» И, бросив около сугроба пилу, подбежал к священнику. До школы было рукой подать. Мы скоро оказались в просторном классе второго этажа, где за партами сидели глазастые мальчишки и девчонки в поношенной одежде.

В переднем углу стояла большая икона Николая Чудотворца. Начался урок. Курносая девчонка с косичкой вышла к иконе и стала читать «Отче Наш». Вскоре Закон Божий в школе отменили, но я часто встречал отца Александра после очередного богослужения в церкви. Он каждый раз добродушно мне улыбался и наставническим тоном говорил: «Учись грамоте, мальчик, знания тебе пригодятся».

А между тем, для Русской Православной церкви наступили тяжелые времена. Обстановка для духовенства стала опасной. Расстрелять могли за все: колокольный звон, который собирал прихожан под своды храма, проповедь, которую могли назвать пропагандистской. В газетах печатали открытые призывы к уничтожению священников. Многие священнослужители уезжали, сбривали бороды.

До наших дней сохранился дневник одной из молодых прихожанок Нижнетуринского храма Таисии Спириной. Таисии было тогда шестнадцать лет. О церковной службе в праздник Благовещения она сделала такую запись: «1918 г. 25 марта, воскресенье. Благовещение. Дьякон в церкви читал воззвание, чтобы все соединялись защищать Церковь Христову, что большевики хотят (и даже уже сделали в некоторых местах) разорить все храмы, колокола и чаши перелить на свои надобности, что таинства совершаться не будут, и мы не услышим в праздники колокольного звона.

Я представить себе не могу, как это будет, например, в Пасху без колокольного звона. В первый день народу, хотя по улицам ходит мало, но колокола звонят радостно, и на душе от их трезвона становится весело и радостно. И потом, как это хоронить покойников не отпетыми? Умер – на сани и на кладбище? Ужас. Вот жизнь-то досталась нам».

Но и в это страшное время отец Александр не ожесточился сердцем от царившего вокруг произвола и насилия, он в любых обстоятельствах старался поступать по-евангельски, проявляя к ближним милосердие, а не жестокость. Не смотря на предупреждение властей о. Александр заступился с амвона церкви за людей, которых хотели расстрелять как преступников, его могли обвинить в контрреволюционной агитации против советской власти, но не смотря на это, долг пастыря – христианина он ставил превыше всего.

Многие священнослужители Нижнетуринской округи посчитали необходимыми скрыться от гонителей церкви. Так, священники села Новотуринского, села Елкинского и Екатеринбургского прииска в поселке Ис скрылись. В округе остался только один служащий священник – отец Александр.

Перед своим отступлением из Нижнетуринского завода красноармейцы расправились с отцом Александром. 8 (21) ноября, когда Православная церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в Трехсвятительском храме о.Александр совершал праздничное богослужение. Во время службы в храм ворвались красноармейцы, схватили отца Александра и поволокли наружу. На улице стоял мороз, но священнику не дали даже одеться. Его увезли на станцию Выя, которая находилась недалеко от Нижнетуринского завода. Там располагался штаб 3-й красноармейской бригады.

Священнику Адрианову припомнили чтение «Проповеди – Анафемы» Святителя Патриарха Тихона и послания Священного собора, которые были прочитаны в свое время в храме.

Отца Александра приговорили к расстрелу. Несколько суток ожидал батюшка исполнения приговора. Все это время он, безусловно, истово молился, чтобы Господь укрепил его в страданиях и в час предстоящей смерти.

12(25) ноября 1918 года отца Александра расстреляли на станции Выя. Красноармейцам мало было просто убить шестидесятилетнего священника. Перед казнью его жестоко избили. Смерть священника была стремительна, так как ему выстрелили в голову. На выходе из головы, пуля изуродовала лицо о. Александра. Перед смертью он молился, сложа руки крестообразно. Убитого священника бросили в лесу, лишь слегка забросав тело снегом. Участник погребения отца Александра Виктор Старцев писал: «Новая тяжелая утрата-жертва большевистского произвола лежит пред нами в лице обожаемого тысячами народа, досточтимого пастыря – священника о. Александра Иоанновича Адрианова. Нет сил описать скорбь, волосы дыбом встают и слезы бесконечной жалости ручьем льются пред этой совершенно безвинной жертвой. Народ, глубоко любящий дорогого батюшку, безмолвно плакал, и вышел весь проводить его в могилу. Вечная память тебе, приснопамятный о. Александр, пастырь добрый!». Народ плакал, когда его хоронили в церковной ограде.

Отец Александр Адрианов в тяжелых условиях гонения на церковь жил по Евангельским заповедям, сохранил веру в Бога и верность Православной Церкви.

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр Адри­а­нов вклю­чён в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да 7 мар­та 2018 го­да (жур­нал №6), с опре­де­ле­ни­ем празд­но­ва­ния дня па­мя­ти 12 но­яб­ря.

(1489 просмотров)


Комментирование запрещено

  • Заметили опечатку?

    Выделите текст с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter или ссылку ниже

    Спасибо за содействие!