Из истории Нижнетуринской церкви во имя Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

В 1775 году, с благословления митрополита Тобольского Сильвестра Гловацкого в Нижне-Туринском заводе, в период управления заводом гиттенфервалтера Елизара Басарева, была заложена церковь во имя Трех Святителей, день памяти которых, 30 января совпал с днем пуска завода в 1766 г.

 

До 1775 г. жители завода состояли в ведомстве духовенства г.Верхотурья, откуда периодически направлялся в новый завод, построенный у Шайтан-горы, священник. Строительство церкви велось казной, при очень незначительных пожертвованиях доброхотов и стоило до 2000 руб. ассигнациями.

Церковь была построена деревянной, но довольно обширной. Как и все церкви подобных молодых заводских селений, она имела «простой» работы деревянный иконостас, «посредственную» живопись и небогатую утварь.

Общий вид на Нижнетуринский Завод

29 сентября 1810 года случился пожар, и церковь сгорела дотла «от непотушенной свечи за жертвенником». Из всего церковного имущества, на пепелище после пожара, был найден лишь «стопившийся слиток меди».

Эта медь, впоследствии, была использована для отливки «повседневного», в 59 пудов колокола для новой каменной Трех-Святительской церкви.

17 апреля 1814 года, по благословлению епископа Пермского Иустина, протоиереем Кушвинского собора Андреем Кирилловым и священством округа, в Нижне-Туринском заводе была заложена новая, уже каменная церковь. До окончания ее строительства богослужения отправлялись в деревянном молитвенном доме, в котором имелись необходимые церковные книги, несколько образов, два Евангелия в медной оправе, медный посеребренный крест, серебряная дароносица, медные кадила и лампады, тот самый большой колокол в 59 пудов весом и еще три — поменьше весом. При строительстве нового храма, был использован проект строителя Ижевского арсенала и оружейного завода, известного русского зодчего Семена Емельяновича Дудина, ученика великого русского архитектора Захарова.

Трехсвятительская церковьЦерковь была окончательно достроена в 1824 году на средства казны, ассигнованные по указу Императора Александра I в 4780 руб. 34 коп. и добровольные пожертвования ассигнациями в 8793руб. 93коп.

Наружная высота храма составляла 9 сажен (около 20 метров), а высота колокольни 12 сажен (около 26 метров). Возле новостройки долгое время не было ограды, которую заводское начальство обещало соорудить на средства, оставшиеся от строительства храма. Наконец, в 1847 году, на средства прихожан в 2458руб. 70 коп., храм был обнесен оградой с «чугунными колонами и железными решетками». А на следующий год, до 20 сажен ( 42.5 метра) повышена колокольня. Тогда же, прихожане-нижнетуринцы добровольно обложили себя сбором в 1% с рубля и за два года, собрав сумму в 2885руб. 70коп., в 1849 году заказали и изготовили богатый иконостас. Старый же иконостас стоял в алтаре церкви, на горнем месте до 1857 года, до устроения церкви Михаило-Архангельской Ново-Туринского села. Так как жители деревень Ванюшиной, Вологиной и Корелиной являлись до 1859 года прихожанами Трех-Святительской церкви и тоже собирали 1% на новый иконостас, то заводским приходом и было принято совершенно справедливое решение о передаче старого иконостаса в Новотуринскую церковь, где он был установлен и сохранялся вплоть до закрытия церкви в 1930 году.

А в 1866 году нижнетуринцы изготовили новый иконостас для горнего места «своим иждивением». В этот же период прихожанином, жителем завода Гавриилом Кузнецовым, из Одессы была привезена и отдана церкви старинная Иверская икона Божьей Матери, ставшая особо почитаемой в Нижне-Туринском заводе и Верхотурском уезде. Представители управления Пермской, а после 1885 года и Екатеринбургской епархий, при посещении заводского селения, единодушно отмечают внутреннее благолепие, богатое убранство и замечательную роспись Трех-Святительской церкви.

В период с 1898 по 1900 год Трех-Святительская церковь вновь подверглась коренному переустройству. «Колокольня церкви была сломана и отнесена далее, а самый храм, через пристройку с западной стороны, увеличился почти вдвое». Следует заметить, что перестройка церкви проведена исключительно на средства прихожан и церковные сборы. Но и этой меры было недостаточно.

В лето 1901 года преосвященный Ириней, епископ Екатеринбургский, совершая осмотр приходов епархии посетил Нижне-Туринский завод. Приходу было указано на расширение храма, т.к. в праздничные дни на службу собирается до 7000 прихожан, а общее их число 8589.

В 1903 году в церкви вновь были проведены строительные работы, позволившие несколько увеличить внутреннюю площадь церкви, открыть и освятить новый придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Таким образом, много раз перестраиваемый храм, вероятно, к 1917 году, мало напоминал «дудинскую» Трех-Святительскую церковь в 1824 году. Но все эти архитектурные изменения были вызваны ростом, более чем в два раза, населения поселка и волости. В отчетах, представители отмечают, что в Нижне-Туринском заводе одной церкви уже явно недостаточно.

После освящения Новотуринской церкви в 1859 году, с приходом около 1500 человек, в приходе Трех-Святительской церкви в 1869 году, кроме заводского поселка (5381 человек), числилось еще семь деревень: Большая и Малая Именные, Новый (Николаевский) Завод, Железянка, Нижнетуринская (Александровка), Косая и Ёлкина с общей численностью 1882 человек. К 1894 году число прихожан было уже 7592 человек, а в 1913 году составило 8529 человек, включая восемь деревень: Большую и Малую Именные (1475 чел.), Железянку (188 чел.), Долгополовку (181 чел.), Косую (154 чел.), Николаевский Завод (345 чел.), Осиновку (230 чел.), Ёлкину (1205 чел.).

Только постройка и освящение церкви Святых Савватия и Зосимы в 1908 году на приисках Анонимной компании, а также Свято-Николаевской церкви в Ёлкиной осенью 1913 года, позволили уменьшить число прихожан Трех-Святительской церкви, несколько «разгрузив» церковь и причт.

После 1892 года в собственности церкви появилась сенокосная и пахотная земля. По данным 1909 года общее количество земли составляло около 297 десятин. А в 1913 году церковь имела 25 десятин сенокосных угодий, 232 десятины пашенных земель и 4 десятины земли, числившейся «негодной» — в 16 верстах от церкви.

Кроме этого в церковной собственности находился двухэтажный деревянный дом, построенный в 1892 году. В нем располагались церковно-приходская школа на 56 мест и квартиры для причта. Настоятель же церкви, как правило, проживал в отдельном собственном доме, либо на квартире.

После 1913 года, золотопромышленником И.Г.Шаравьевым, церкви был подарен добротный каменный дом по Нижнецерковной улице (сохранился доныне) под церковно-приходскую школу.

В ведомстве Трех-Святительской церкви состояли 4 часовни:

 

1. Часовня во имя св.апостолов Петра и Павла, построена на пригорке, у заводского пруда и Николаевского шоссе. Она была построена в формах греческого классицизма. Была разрушена в 1930-е годы. На ее месте установлен монумент «Звезда» в виде ордена Славы.

Нижнетуринская часовня святых апостолов Петра и Павла

2. Часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского построена в 1888 году, на заводской площади, целиком на средства прихожан Нижне-Туринской церкви в память освобождения крестьян императором Александром II. 30 августа к ней совершался крестный ход.

3. Георгиевская часовня, деревянная, построенная в 1881 году в Б. Именной, на средства жителей деревни.

4. Ильинская часовня, деревянная, заложенная в 1869 году и построенная в 1872 году в селе Ёлкино, на средства жителей деревни.

Кроме этого, на месте старой, сгоревшей Трех-Святительской церкви был установлен каменный столб с иконой св. Георгия Победоносца, к которому ежегодно 23 апреля также совершался крестный ход с молебствием, в память о прекращении падежа скота в Нижней Туре, случившемся еще в конце XVIII — начале XIX в.

В конце 1930-х годов Трехсвятительская церковь была закрыта и разграблена, а в 1940-х молитвенное здание было полностью снесено.

По словам местной старожилки Ольги Федоровны Колмогоровой, известно, что когда стали ломать церковь, то с запозданием буквально на полчаса прибыла телеграмма с указанием на то, чтобы церковь не разрушали. С церкви уже сбросили колокол и сломали главку церкви, в то время как пришла телеграмма. Но все-таки церковь разрушили до конца. Иконы из церкви сняли  и решили сжечь, но топку, в которой сжигали иконы, разорвало. Тогда все иконы увезли в неизвестном направлении и где-то закопали.

В 2000 году на месте разрушенного здания по инициативе православной общины началось строительство нового однопрестольного храма.

Приход выражает благодарность за предоставленные материалы Александру Шлемову и прихожанам храма во имя святителя Иоанна митрополита Тобольского (г. Нижняя Тура).

(355 просмотров)

Комментирование запрещено

  • Заметили опечатку?

    Выделите текст с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter или ссылку ниже

    Спасибо за содействие!